Архиерей и электрификация

Как то так повелось, что не обвинял церковь в косности и противодействии науке разве что ленивый. А ведь это далеко не так. Огромное количество научных открытий было сделано представителями церкви за стенами монастырей, там же появились и первые библиотеки и отнюдь не только богословские. Если бы не просвещенные церковники, то до нас бы никогда не дошли произведения древнеримских и древнегреческих ученых и философов. Многие науки начали свой путь с ученых в рясах (хоть сейчас об этом скромно умалчивается).

Тем не менее, всегда хватало и ретроградов. Но ведь их много и в самой науке, среди самих ученых, почему же науку не обвиняют в отсталости? Буквально каждое новое открытие воспринимается в штыки старыми заслуженными кадрами. Примерно, как в случае с самарским архиереем, который воспротивился идее электрификации России. А ведь сейчас без электричества стало немыслимо жить и работать. Как обходится без света, к примеру, в гаражных кооперативах? Кстати, в нашем кооперативе целая проблема с отплатой за электричество. На общем счетчике всегда больше накручивает, чем на счетчиках в гаражах. Ну, часть расхождения приходится на уличное освещение, но часть электричества явно крадут, притормаживая счетчики.

Но вернемся к самарскому архиерею. В 1913 году самарский архиерей Симеон узнал, что группа русских инженеров выступила с предложением построить неподалеку от Самары гидроузел. Он тут же написал об этом графу Орлову-Давыдову: «На Ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электростанции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».

Что стало с архиереем — неизвестно, а идея Г. Кржижановского не пропала. Волжская ГЭС имени В. И. Ленина в 1959 году вышла на полную мощность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.