Необычные рекордсмены

Тысячи любопытных, собравшихся в августе 1977 года в лондонском Меллори-парке, с нескрываемым удивлением разглядывали каких-то странных «автоуродцев» на легких велосипедных колесиках, выстроившихся на линии старта. Чего тут только не было — обтекаемые высокие «сигары», клиновидные низенькие экипажи, напоминавшие детские автобильчики, хрупкие автомобили на гипертрофированных колесах. Их кузова украшала эмблема нефтяной компании «Шелл», проводившей очередные соревнования столь необычных экипажей вскоре после пресловутого энергетического кризиса, охватившего капиталистические страны в начале 70-х годов.

Именно этим «гадким утятам» и предстояло показать, сумеет ли конструкторская мысль обуздать постоянно растущий расход все дорожающего жидкого горючего.

Задача далеко не простая, однако к числу неразрешимых не относящаяся. Забегая вперед и оговорившись, что речь пойдет о машинах пока только для установления рекордов экономичности, посмотрим, как она решается. Прежде всего конструкторы максимально снижают мощность и оборотность двигателей, устанавливают карбюраторы и электронные системы, подающие в цилиндры весьма обедненную смесь. Применяют модернизированные свечи зажигания, ужесточают тепловой режим мотора, используют масла, специальные подшипники, шины с высоким внутренним давлением. Все это позволяет снизить потери на трение. Естественно, экономия идет и за счет уменьшения массы. С машин убирают «лишние» узлы — коробку передач (ее заменяет гибкий вал или цепная передача, напрямую соединяющая коленчатый вал двигателя с осью ведущих колес). Кузова делают из пластмассы, придают им обтекаемую форму, до предела сокращая лобовую поверхность машин. У «лучших из лучших» она достигает 0,2 м2, поэтому водителю приходится возлежать за баранкой.

На экономичность «работают» и условия соревнований, с ездой на bmw 3 или любом другом современном автомобиле их не сравнить. Минимальная скорость ограничивается 15 км/ч, водителям разрешается движение «накатом», их не заставляют прогревать мотор на старте, дабы не расходовать горючее напрасно. Справедливости ради заметим, что ни одна из «звезд экономичности» не способна доказывать свои преимущества в реальных условиях. Больше того, они настолько хрупки, что вряд ли смогут выдержать несколько десятков километров пробега. Поэтому на подобных соревнованиях дистанция, как правило, не превышает 10 миль (примерно 16 тыс. м). Ну а как же выявляется победитель? По расходу топлива — он высчитывается по разнице содержимого .топливного бака до и после заезда, а потом определяется количество километров или миль, которое мог бы преодолеть такой экипаж на одном литре или галлоне (3,78 л) горючего.

Американская компания «Шелл» провела первые соревнования на экономичность — «Экономиран» — в 1939 году. В них принимали участие не специальные, как сейчас, а серийные машины, правда переоборудованные. Победителем тогда стал автомобиль американца Р. Гриншил- да, израсходовавший всего 5,6 л топлива на 100 км. Спустя восемь лет лавры достались легковому «Студебеккер-Чемпиону» с двигателем объемом 2,7 л. На нем тот же Гриншилд проехал 149,95 мили, потратив один галлон бензина. А все благодаря тому, что к стандартной трехступенчатой коробке передач был добавлен маховик. После этого машина смогла часть пути пройти с выключенным мотором, по инерции. В 1952 году «Экономиран» выиграл спортивный «Шевроле» образца… 1924 года (2). И на нем имелся маховик. При малой мощности и невысокой скорости он довольствовался 1,4 л на 100 км.

По мере доводки конструкций постепенно росли показатели. И если в 1948 году был покорен своеобразный круглый рубеж — на галлоне топлива прошли 100-мильную дистанцию, то через 20 лет легковой «Фиат-600», израсходовав столько же бензина, преодолел уже 304 мили (или 0,0772 л на 100 км). Для этого изобретателям пришлось отрегулировать двухцилиндровый моторчик объемом 600 см3, максимально уменьшить массу машины и установить на ее задней оси опять-таки маховик.

Иначе поступили конструкторы со стареньким пикапом «Опель-Рекорд». Они развернули на 90° его двигатель и от него протянули цепную передачу на ведущее колесо, которое заняло место двух задних. На этом пикапе в 1973 году М. Виссер установил «абсолютный» рекорд экономичности для «настоящих» автомобилей — 0,625 л на 100 км.

Соревнования «Экономиран» получили новое содержание, когда на Западе разразился энергетический кризис. Из соревнований, привлекавших внимание в основном своей экзотичностью, полной противоположностью обычным автогонкам, они превратились в смотр перспективных технических новинок, дальнейшая разработка которых в принципе позволит в будущем расходовать ценное топливо рационально, эффективно, расчетливо…

Вот почему на дорожках Меллори-парка и появились странные экипажи, а в ходе состязаний на дорожке отличился сигарообразный, пластиковый автомобиль, созданный студентами и преподавателями Кренфилдского технологического института. Ему понадобилось всего 0,214 л бензина на 100 км.

Неоднократными призерами были детища западногерманской фирмы «Даймлер-Бенц». Она выставляет на соревнования, проводимые на треке в Хокенгейме, машины, специально построенные для этого ее будущими сотрудниками — учащимися технических школ в Унтертюркхайме и Зиндельфингене. В первом их экипаже от 1978 года водитель располагался лежа на спине и был полностью закрыт клиновидным пластмассовым кузовом с прозрачным фонарем. Одноцилиндровый двигатель объемом 200 см3 и мощностью всего в 0,75 л. с. был снабжен электронной системой зажигания. Первенец оказался удачным: заезд, проведенный учащимся Ю. Раппом, показал, что на литре солярки машина может преодолеть 674 км. На следующий год появилось сразу два автомобиля — претендента на звание «Рекордсмен экономичности». Один из них, «Серебряная стрела», напоминал истребитель, к которому приделали бортовые поддерживающие колеса. Затем в мастерских школ собрали обтекаемый экипаж «Унтертюркхайм-1». Его лобовую поверхность снизили до 0,2 м2, а мощность дизеля объемом 200 см3 повысили до 1 л. с. при 1000 об/мин. Заправленная машина весила всего 55 кг!

В июне 1980 года на мототреке Хокенгейм учащийся Ф. Шрамм показал результат 1028 км/л, а его сверстница Ю. Ланге на аналогичной машине с карбюраторным моторчиком объемом 144 см3 достигла 1267 км/л. В том же году появилась еще одна «сверхэкономичная модель» и даже рекордсмен-скоростник CIII—II.

Что же дает эта погоня за необычными рекордами, если, как мы уже говорили, методы, которыми пользуются конструкторы «мини», на практике вряд ли приемлемы? Ведь хрупкие экипажи не отличаются ни долговечностью, ни прочностью, ни надежностью, их моторчики быстро выходят из строя. Но польза от подобных соревнований все-таки есть. Речь идет о средствах, которые участники используют для сокращения расхода топлива. К ним относятся системы электронного контроля за работой двигателя, обтекаемые формы, те же маховики, максимальное облегчение конструкции.

Евгений Кочнев, ТМ №1, 1983

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.